Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

МБДОУ "ДЗЕРЖИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1

      "ЧЕБУРАШКА"

комбинированного вида

Версия для слабовидящих
Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
добавить новость [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Полезные сайты
  • ФИРО Министерство образования и науки РФ
  •          ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ

                      В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ

                      ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

     

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

        Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе  с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.

        Занятие состоит из нескольких этапов.

        1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

        2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы, например: домик –

    волк -           , медведь –

    3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

         При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идет  детьми  по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так:    , действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы -  маленькими точками.

        Через сказку я знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». Ознакомление с характерными особенностями времен года идет через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами я ввожу цветовые буквенные обозначения времен года: осень – желтая или оранжевая, буква «О»; зима – синяя или голубая, буква «З»; весна – зеленая, буква «В». При этом знакомлю детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений, например: дождь -     , снег - **, солнце -          , дерево –   

                                                                                                                                    

    Использование  условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «З» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «сезон как время года».

         В данном пособии я предлагаю конспекты занятий по развитию речи с элементами мнемотехники. Они помогут педагогам научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Занятия построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Причем дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду (занятия «Рукавичка», «Осень»). «Превращаясь» в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понимать окружающий их мир (занятие «Увидел скворца – знай: весна у крыльца»).

     

       Перед занятием идёт большая предварительная работа (педагога и детей):

    -         подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

    -         обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

    -         подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

    -         выбор педагогом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей  на занятии.

    В ходе занятий я помогаю детям вопросами: « А что ты знаешь об этом?» или «Кто ещё знает об этом что-нибудь интересное?»  В занятия я включаю различные подвижные игры, словесные  игры, слушанье музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т.д. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом нам помогают мнемотаблицы ( из книги «учимся по сказке» Т.В. Большевой) и схемы-модели (  из книги «Весёлые встречи»  Л.Е. Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изученного материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если  Т.В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов,  то Л.Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель Л.Е. Белоусовой я стала использовать со старшей группы. Она учить фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (знаки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

                            Этапы работы со схемой-моделью:

    -         учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а так же простыми словами (мама, дом, еда)- если дети умеют читать и писать;

    -         самостоятельно,  с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

    -         закреплять изученный материал  путём неоднократного повторения рассказа  с опорой на ранее составленную схему-модель.

         Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети могут сами придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

       Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

    -         у детей появилось желание пересказывать сказки- как на занятии, так и в повседневной жизни;

    -         расширился круг знаний об окружающем мире;

    -         активизировался словарный запас;

    -         дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно  держаться перед аудиторией.

      Считаю,  чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности его к школьному обучению.

     

         Учитель-логопед Дебелая Е. В.   2011 год

      

                                                                                 

    Поиск
    Календарь
    «  Июль 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031
    Архив записей
    Друзья сайта
  • Управление образованияг
  • МБДОУ Дзержинский детский сад №2 "Колокольчик
  • МБДОУ Дзержинский детский сад №3 "Тополёк"
  • МБДОУ Дзержинский детский сад №4 "Берёзка"
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz